Электронные сертификаты

Новый инструмент предоставления мер социальной поддержки

Общая информация об электронном сертификате

Электронный сертификат – это новый платежный инструмент, который предоставляет возможность самостоятельно приобретать отдельные виды товаров, работ и услуг за счет средств бюджетов при наличии оснований на получение мер государственной поддержки в натуральной форме. Электронный сертификат выпускается к карте «Мир» любого банка, а оплата работает аналогично операциям с использованием банковских карт и позволяет мгновенно оплатить отдельные виды товаров при наличии оснований на предоставление мер социальной поддержки.

Основные участники и их роли
Потребители

Граждане РФ, имеющие право на приобретение отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата

Федеральное казначейство

Оператор Государственной информационной системы электронных сертификатов (ГИС ЭС)

Продавцы

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие продажу товаров, работ и услуг из перечня ТРУ

Банки-эквайреры

Банки, предоставляющие услуги эквайринга для ТСП, участвующих в Программе.
Более 100 банков подтвердили техническую готовность к приему ЭС

НСПК

Оператор ПС «Мир» и системы фронт-офис электронных сертификатов

Что нужно сделать ТСП для того, чтобы подключиться к ЭС

Заключение договора с банком-эквайрером для обеспечения приема электронных сертификатов

Обновление кассового/торгового ПО и обеспечение кодировки товаров согласно Перечню отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата

Регистрация в ГИС ЭС (Государственной информационной системе электронных сертификатов)

Получение доступа и подключение к личному кабинету Фронт-офиса Электронных сертификатов Национальной системы платежных карт (далее – ЛК ФЭС НСПК)

Регистрация касс(ы) в ЛК ФЭС НСПК и получение необходимых параметров для подключения к системе Фронт-офис электронных сертификатов

Настройка кассы и вывод в продуктивную среду

Вопросы и ответы
Что представляет собой электронный сертификат?

Электронный сертификат — это электронная запись в реестре, которая связана с номером карты платежной системы «Мир», выпущенной любым банком Российской Федерации. Сертификат содержит сведения о том, какие товары, работы или услуги, в каком количестве и на какую предельную сумму можно приобрести с его использованием. Сами денежные средства на карту «Мир» не перечисляются, а резервируются в бюджете до совершения покупки. При этом использовать собственные средства необходимо только в случае, если количество и (или) стоимость приобретаемых товаров, работ или услуг превышает количество и (или) предельную стоимость в электронном сертификате.

С какого момента покупатель может использовать электронный сертификат для приобретения товаров, работ и услуг?

Использовать электронный сертификат покупатель может с даты принятия решения о назначении меры поддержки и до истечения срока действия электронного сертификата.

Покупатель утверждает, что сертификат есть, но в операции отказано по причине «нет доступных сертификатов»

Необходимо проверить в выписке из реестра электронных сертификатов, которая была выдана в момент оформления электронного сертификата или которую можно заказать на портале Госуслуг, следующие параметры:

  • дату начала и дату окончания срока действия сертификата;
  • что попытка оплаты была по той карте, к которой выпущен электронный сертификат;
  • что ТСП в запросе к НСПК использовало тот код ТРУ, на который выпущен электронный сертификат.
При проведении операции с использованием ЭС возникает ошибка

Продавцу необходимо создать обращение в ЛК ФЭС НСПК в разделе «Поддержка». Подробнее информация представлена в Руководстве для торгово-сервисных предприятий по взаимодействию с АО «НСПК» с использованием личного кабинета Фронт-офиса Электронных сертификатов Национальной системы платежных карт (размещено на официальном сайте АО «НСПК» в разделе Электронные сертификаты — Оферта для ТСП).

Как осуществляется регистрация кассы магазина в ЛК ФЭС НСПК?

Для каждого магазина необходимо завести кассу(ы), в которой будет реализован прием к оплате ЭС, выбрав наименование Вендора из выпадающего списка и указав нужное количество касс. Подробнее информация представлена в Руководстве для торгово-сервисных предприятий по организации приема электронных сертификатов при оплате отдельных видов товаров, работ, услуг (размещено на официальном сайте АО «НСПК» в разделе Электронные сертификаты — Оферта для ТСП). В случае возникновения вопросов необходимо создать Обращение в ЛК ФЭС НСПК в разделе «Поддержка». Подробнее информация представлена в Руководстве для торгово-сервисных предприятий по взаимодействию с АО «НСПК» с использованием личного кабинета Фронт-офиса Электронных сертификатов Национальной системы платежных карт (размещено на официальном сайте АО «НСПК» в разделе Электронные сертификаты — Оферта для ТСП).

Как осуществляется регистрация продавца в ЛК ФЭС НСПК?

На электронный адрес сотрудника продавца, указанного при заполнении формы на сайте Государственной информационной системы электронных сертификатов (ГИС ЭС) в качестве технического специалиста, АО «НСПК» направляет ссылку для входа в ЛК ФЭС НСПК и создания пароля для доступа в ЛК ФЭС НСПК. При первом входе ЛК ФЭС НСПК предложит установить пароль для входа.

Подробнее информация представлена в Руководстве для торгово-сервисных предприятий по организации приема электронных сертификатов при оплате отдельных видов товаров, работ, услуг (размещено на официальном сайте АО «НСПК» в разделе Электронные сертификаты — Оферта для ТСП).

Почему не приходит сообщение для регистрации в ЛК ФЭС НСПК?

Для того чтобы на почту технического специалиста пришло сообщение для регистрации в ЛК ФЭС НСПК, необходимо пройти процедуру регистрации в ГИС ЭС, выполнив все шаги из раздела 3 Руководства для торгово-сервисных предприятий по организации приема электронных сертификатов при оплате отдельных видов товаров, работ, услуг (размещено на официальном сайте АО «НСПК» в разделе Электронные сертификаты — Оферта для ТСП). Обращаем внимание, что сообщение может попасть в папку Спам/Нежелательная почта. Также рекомендуем проверить корректность заведенных контактных данных специалистов.

Как подать сведения о принятии решения о продаже товаров (работ, услуг) с использованием электронного сертификата в ГИС ЭС?

Для представления в ГИС ЭС сведений о принятии решения о продаже отдельных видов ТРУ с использованием ЭС необходимо иметь подтвержденную учетную запись в ЕСИА. Для регистрации в ЕСИА потребуется электронная подпись, которую продавец может получить в одном из аккредитованных удостоверяющих центров.

Порядок действий по регистрации в ГИС ЭС изложен в руководстве для торгово-сервисных предприятий по организации приема электронных сертификатов при оплате отдельных видов товаров, работ, услуг (размещено на официальном сайте АО «НСПК» в разделе Электронные сертификаты — Оферта для ТСП).

При возникновении вопросов, связанных с регистрацией и взаимодействием с ГИС ЭС с использованием ПОИБ, необходимо обращаться в Единый контактный центр Казначейства России:

телефон: 8(800)30-10-777;

электронная почта: support_gises@roskazna.ru

Что необходимо сделать для начала приема ЭС?
  1. Для осуществления расчетов по операциям с использованием ЭС требуется заключить соответствующий договор с обслуживающим банком-эквайрером. На момент заключения договора банк-эквайрер должен завершить в АО «НСПК» сертификацию своего хостового и терминального решения для поддержки операций с использованием ЭС. Информацию о готовности банка к поддержке ЭС необходимо уточнить непосредственно у банка-эквайрера.
  2. Для приема ЭС в оплату ТРУ необходимо использовать кассовое решение, поставщик которого — вендор кассового ПО — прошел в АО «НСПК» сертификацию. Реестр одобренных АО «НСПК» вендоров кассового ПО опубликован на официальном сайте АО «НСПК» в разделе Электронные сертификаты — Оферта для ТСП. Необходимым условием реализации приема ЭС является использование кассового решения, интегрированного с платежным терминалом банка-эквайрера.
  3. В системах внутреннего учета продавца требуется обеспечить кодировку ТРУ согласно перечню, утвержденному в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2021 № 631 «О порядке формирования и утверждения Перечней отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации». Актуальный перечень публикуется в Единой системе нормативной справочной информации .
  4. Пройти регистрацию продавца и магазинов в ГИС ЭС (Государственная информационная система электронных сертификатов) и в личном кабинете Фронт-офиса Электронных сертификатов Национальной системы платежных карт (ЛК ФЭС НСПК).
  5. Протестировать взаимодействие кассового решения продавца с АО «НСПК».

Подробнее информация представлена в Руководстве для торгово-сервисных предприятий по организации приема электронных сертификатов при оплате отдельных видов товаров, работ, услуг (размещено на официальном сайте АО «НСПК» в разделе Электронные сертификаты — Оферта для ТСП).

Какие банки-эквайреры поддерживают прием к оплате ЭС?

Согласно действующему законодательству все банки с 01.07.2023 обязаны обеспечить возможность использования ЭС при оплате товаров, работ, услуг. Информацию о готовности конкретного банка необходимо уточнять непосредственно у банка-эквайрера.

Вендоры кассового ПО, прошедшие сертификацию в АО «НСПК»

Реестр одобренных вендоров кассового решения опубликован на сайте.

Где можно ознакомиться с документами по подключению магазина к приему электронных сертификатов?

Руководство для торгово-сервисных предприятий по организации приема электронных сертификатов при оплате отдельных видов товаров, работ, услуг размещено на официальном сайте АО «НСПК» в разделе Электронные сертификаты — Оферта для ТСП.

Как осуществляется создание подтвержденной учетной записи в ЕСИА

Для представления в ГИС ЭС сведений о принятии решения о продаже отдельных видов ТРУ с использованием ЭС необходимо иметь подтвержденную учетную запись в ЕСИА. Руководство пользователя ЕСИА, содержащее порядок создания учетной записи и авторизации в ЕСИА, опубликовано на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Где можно ознакомиться с перечнем товаров, работ, услуг, приобрести которые можно с использованием электронного сертификата?

Актуальный перечень публикуется в Единой системе нормативной справочной информации.

Какие действия необходимо совершить, чтобы информация о точках продаж отобразилась на интерактивной карте на портале Госуслуг и на сайте ГИС ЭС?

За каждой точкой продаж необходимо закрепить коды ТРУ в соответствии с п. 3.4.6 Руководства для торгово-сервисных предприятий по организации приема электронных сертификатов при оплате отдельных видов товаров, работ, услуг (размещено на официальном сайте АО «НСПК» в разделе Электронные сертификаты — Оферта для ТСП). А также выполнить п. 3.4.8 по активации точки продаж в личном кабинете ГИС ЭС.

Какие магазины могут принимать к оплате электронные сертификаты?

Продавцы (исполнители), являющиеся юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, осуществляющими продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, предусмотренный частью 6 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2020 № 491-ФЗ «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата». Перечень публикуется в Единой системе нормативной справочной информации.

Как покупатель узнает, где можно приобрести товары, работы и услуги с использованием электронного сертификата?

Приобрести товары, работы и услуги с использованием электронного сертификата покупатель может в магазинах, обеспечивших прием электронных сертификатов в оплату товаров, работ, услуг. Интерактивная карта магазинов, принимающих электронные сертификаты в оплату, доступна на портале Госуслуг.

В течение какого времени происходит восстановление электронного сертификата после проведения возврата товара (работы, услуги)?

Сертификат снова станет активным после обработки операции возврата в ГИС ЭС. В среднем данная процедура занимает от 1 до 3 дней. 

В какой момент магазин может начать принимать ЭС в оплату товаров?

Для подтверждения готовности кассы к приему к оплате ЭС и корректности настройки сетевого соединения с ФЭС НСПК необходимо провести тестирование взаимодействия кассы с фронт-офисом электронных сертификатов АО «НСПК». Подробнее информация представлена в Руководстве для торгово-сервисных предприятий по организации приема электронных сертификатов при оплате отдельных видов товаров, работ, услуг (размещено на официальном сайте АО «НСПК» в разделе Электронные сертификаты — Оферта для ТСП). В случае возникновения вопросов необходимо создать Обращение в ЛК ФЭС НСПК в разделе «Поддержка». Подробнее информация представлена в Руководстве для торгово-сервисных предприятий по взаимодействию с АО «НСПК» с использованием личного кабинета Фронт-офиса Электронных сертификатов Национальной системы платежных карт (размещено на официальном сайте АО «НСПК» в разделе Электронные сертификаты — Оферта для ТСП).