Электронные сертификаты

Новый инструмент предоставления мер социальной поддержки

Общая информация об электронном сертификате

Электронный сертификат – это новый платежный инструмент, который предоставляет возможность самостоятельно приобретать отдельные виды товаров, работ и услуг за счет средств бюджетов при наличии оснований на получение мер государственной поддержки в натуральной форме. Электронный сертификат выпускается к карте «Мир» любого банка, а оплата работает аналогично операциям с использованием банковских карт и позволяет мгновенно оплатить отдельные виды товаров при наличии оснований на предоставление мер социальной поддержки.

Основные участники и их роли
Потребители

Граждане РФ, имеющие право на приобретение отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата

Федеральное казначейство

Оператор Государственной информационной системы электронных сертификатов (ГИС ЭС)

Продавцы

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие продажу товаров, работ и услуг из перечня ТРУ

Банки-эквайреры

Банки, предоставляющие услуги эквайринга для ТСП, участвующих в Программе

НСПК

Оператор ПС «Мир» и системы фронт-офис электронных сертификатов

Что нужно сделать ТСП для того, чтобы подключиться к ЭС

Заключение договора с банком-эквайрером для обеспечения приема электронных сертификатов

Обновление кассового/торгового ПО и обеспечение кодировки товаров согласно Перечню отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата

Регистрация в ГИС ЭС (Государственной информационной системе электронных сертификатов)

Получение доступа и подключение к системе АССА НСПК

Регистрация касс(ы) в АССА и получение необходимых параметров для подключения к системе Фронт-офис электронных сертификатов

Настройка кассы и вывод в продуктивную среду

Вопросы и ответы
В какой момент магазин может начать принимать ЭС в оплату товаров?

После проверки в АО "НСПК" соответствия банка-эквайрера, кассового и терминального оборудования требованиям, необходимым для приема к оплате ЭС, кассе присваивается статус "Активна". Информация об изменении статуса кассы поступит на электронные адреса специалистов продавца, указанные при заполнении формы на сайте Государственной информационной системы электронных сертификатов (ГИС ЭС).

Для подтверждения готовности кассы к приему к оплате ЭС и корректности настройки сетевого соединения с ФЭС НСПК необходимо провести тестирование взаимодействия кассы с фронт-офисом электронных сертификатов АО "НСПК". Подробнее информация представлена в Руководстве для торгово-сервисных предприятий по организации приема электронных сертификатов при оплате отдельных видов товаров, работ, услуг (размещено на официальном сайте АО "НСПК" в разделе Электронные сертификаты – Оферта для ТСП). В случае возникновения вопросов необходимо создать обращение в АССА в разделе «Обратная связь».

Что представляет собой электронный сертификат?

Электронный сертификат – это электронная запись в реестре, которая связана с номером карты платежной системы «Мир», выпущенной любым банком Российской Федерации. Сертификат содержит сведения о том, какие товары, работы или услуги, в каком количестве и на какую предельную сумму можно приобрести с его использованием. Сами денежные средства на карту "Мир" не перечисляются, а резервируются в бюджете до совершения покупки. При этом использовать собственные средства необходимо только в случае, если количество и (или) стоимость приобретаемых товаров, работ или услуг превышает количество и (или) предельную стоимость в электронном сертификате.

Какие товары, работы и услуги можно приобрести с использованием электронного сертификата и какая у них стоимость?

Ознакомиться с перечнем товаров, работ и услуг, доступных для приобретения с использованием электронного сертификата, можно в Единой системе нормативной справочной информации.

Как покупатель узнает, где можно приобрести товары, работы и услуги с использованием электронного сертификата?

Приобрести товары, работы и услуги с использованием электронного сертификата покупатель может в магазинах, обеспечивших прием электронных сертификатов в оплату товаров, работ, услуг. Интерактивная карта магазинов, принимающих электронные сертификаты в оплату, доступна на портале Госуслуг.

Где можно ознакомиться с перечнем товаров, работ, услуг, приобрести которые можно с использованием электронного сертификата?

Актуальный перечень публикуется в Единой системе нормативной справочной информации.

При проведении операции с использованием ЭС возникает ошибка

Продавцу необходимо создать обращение в АССА в разделе «Обратная связь»

Покупатель утверждает, что сертификат есть, но в операции отказано по причине «сертификат не найден»

Продавцу необходимо проверить корректность кода ТРУ. Если товар (работа, услуга) соответствуют коду ТРУ, указанному в электронном сертификате, покупателю необходимо обратиться в орган, выдавший сертификат.

При проведении операции с использованием ЭС возникает ошибка «срок действия сертификата истек»

Покупателю необходимо обратиться в орган, выдавший сертификат

Какие магазины могут принимать к оплате электронные сертификаты?

Продавцы (исполнители), являющиеся юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, осуществляющими продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, предусмотренный частью 6 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2020 № 491-ФЗ «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата». Перечень публикуется в Единой системе нормативной справочной информации.

Где можно ознакомиться с документами по подключению магазина к приему электронных сертификатов?
Руководство для торгово-сервисных предприятий по организации приема электронных сертификатов при оплате отдельных видов товаров, работ, услуг размещено на официальном сайте АО "НСПК" в разделе Электронные сертификаты – Оферта для ТСП.

Что необходимо сделать для начала приема ЭС?
  1. Для осуществления расчетов по операциям с использованием ЭС требуется заключить соответствующий договор с обслуживающим банком-эквайрером. На момент заключения договора банк-эквайрер должен завершить в АО «НСПК» сертификацию своего хостового и терминального решения для поддержки операций с использованием ЭС. Информацию о готовности банка к поддержке ЭС необходимо уточнить непосредственно у банка-эквайрера.
  2. Для приема ЭС в оплату ТРУ необходимо использовать кассовое решение, поставщик которого — вендор кассового ПО — прошел в АО «НСПК» сертификацию. Реестр одобренных АО «НСПК» вендоров кассового ПО опубликован на официальном сайте АО «НСПК» в разделе Электронные сертификаты — Оферта для ТСП. Необходимым условием реализации приема ЭС является использование кассового решения, интегрированного с платежным терминалом банка-эквайрера.
  3. В системах внутреннего учета продавца требуется обеспечить кодировку ТРУ согласно перечню, утвержденному в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2021 № 631 «О порядке формирования и утверждения Перечней отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации». Актуальный перечень публикуется в Единой системе нормативной справочной информации .
  4. Пройти регистрацию продавца и магазинов в ГИС ЭС (Государственная информационная система электронных сертификатов) и в Автоматизированной системе сбора анкет (АССА).
  5. Протестировать взаимодействие кассового решения продавца с АО «НСПК».

Подробнее информация представлена в Руководстве для торгово-сервисных предприятий по организации приема электронных сертификатов при оплате отдельных видов товаров, работ, услуг (размещено на официальном сайте АО «НСПК» в разделе Электронные сертификаты — Оферта для ТСП .

С какого момента покупатель может использовать электронный сертификат для приобретения товаров, работ и услуг?

Использовать электронный сертификат покупатель может с даты принятия решения о назначении меры поддержки и до истечения срока действия электронного сертификата.

Как подать сведения о принятии решения о продаже товаров (работ, услуг) с использованием электронного сертификата в ГИС ЭС?

Для представления в ГИС ЭС сведений о принятии решения о продаже отдельных видов ТРУ с использованием ЭС необходимо иметь подтвержденную учетную запись в ЕСИА. Для регистрации в ЕСИА потребуется электронная подпись, которую продавец может получить в одном из аккредитованных удостоверяющих центров.

Порядок действий по регистрации в ГИС ЭС изложен в руководстве для торгово-сервисных предприятий по организации приема электронных сертификатов при оплате отдельных видов товаров, работ, услуг (размещено на официальном сайте АО "НСПК" в разделе Электронные сертификаты – Оферта для ТСП).

При возникновении вопросов, связанных с регистрацией и взаимодействием с ГИС ЭС с использованием ПОИБ, необходимо обращаться в Единый контактный центр Казначейства России:

телефон: 8(800)30-10-777;

электронная почта: support_gises@roskazna.ru

Как осуществляется регистрация продавца в АССА?

На электронный адрес сотрудника продавца, указанного при заполнении формы на сайте Государственной информационной системы электронных сертификатов (ГИС ЭС) в качестве технического специалиста , АО "НСПК" направляет ссылку для входа в АССА и создания пароля для доступа в личный кабинет продавца в АССА. При первом входе АССА предложит установить пароль для входа.

Подробнее информация представлена в Руководстве для торгово-сервисных предприятий по организации приема электронных сертификатов при оплате отдельных видов товаров, работ, услуг (размещено на официальном сайте АО "НСПК" в разделе Электронные сертификаты – Оферта для ТСП). В случае возникновения вопросов можно обратиться по адресу ecert@nspk.ru.

Как осуществляется регистрация кассы магазина в АССА?

В форму ввода данных для каждого магазина технический специалист продавца должен ввести данные о каждой установленной в магазине кассе, которая будет принимать ЭС:

  1. Данные об обслуживающем продавца банке-эквайрере.
  2. Данные об используемом в магазине кассовом решении.
  3. Данные об используемом на кассе терминальном решении.

Подробнее информация представлена в Руководстве для торгово-сервисных предприятий по организации приема электронных сертификатов при оплате отдельных видов товаров, работ, услуг (размещено на официальном сайте АО "НСПК" в разделе Электронные сертификаты – Оферта для ТСП). В случае возникновения вопросов необходимо создать обращение в АССА в разделе «Обратная связь».

Банки-эквайреры,
подключенные к программе